Начало работы с Perspex с использованием MonoDevelop

Дата публикации: 2015.11.22

Не так давно на Хабрахабре анонсировали новую кроссплатформенную библиотеку, которая позволяет разрабатывать UI с использованием языка разметки XAML (и, соответственно, стека CLI, основными реализациями которого являются .NET и Mono), и при этом работает под всеми основными операционными системами: Perspex. Само собой, я сразу заинтересовался этим фактом, и решил проверить, насколько хороша поддержка используемых мной операционных систем Windows и Linux.

С поддержкой Windows никаких проблем не возникло: есть работающее и развивающееся расширение для Visual Studio, интеграция и установка из Nuget проходит без особенных проблем.

Для известных мне кроссплатформенных IDE SharpDevelop, MonoDevelop и Xamarin Studio на текущий момент подобных расширений не разработано (хотя на канале библиотеки в gitter и поговаривали, что собираются его разработать или даже уже начали). Есть официальная документация по работе с Xamarin Studio, однако, к моему сожалению, в репозитории пакетов используемой мной операционной системы NixOS этой среды не оказалось. Зато есть MonoDevelop, который, в общем-то, тоже должен поддерживаться, учитывая особенности Perspex. Ну вот и попробуем!

Я проводил данные эксперименты на MonoDevelop версии 5.9.4.

В первую очередь следует убедиться, что установлен модуль MonoDevelop для работы с NuGet. Проверить это можно в окошке Tools > Add-In Manager. Если данный модуль не установлен — его следует установить, он должен быть доступен в стандартном репозитории MonoDevelop.

Снимок окна Add-In Manager

Теперь создадим новый пустой проект, и добавить в него пакет при помощи соответствующего пункта в дереве проекта (не забудьте поставить галочку "Show pre-release packages", т.к. пакет Perspex пока что не является стабильным).

Снимок окна Add Packages

Через некоторое время пакет будет установлен. Достаточно приятно и неожиданно, что MonoDevelop, в отличие от Visual Studio, умеет устанавливать пакеты в фоновом режиме и совершенно не тормозить при этом.

Вот и настало время написать немного кода! Здесь я не буду отступать от стандартного шаблона проекта, который включён в состав плагина Perspex для Visual Studio: речь в данной статье идёт не о правилах разработки приложений, а скорее о настройке среды для этой разработки.

Итак, создадим в проекте файл Program.cs:

namespace TestProject
{
    class Program
    {
        static void Main(string[] args)
        {
            var app = new App();
            var window = new MainWindow();
            window.Show();
            app.Run(window);
        }
    }
}

Код самого Perspex-приложения разместим в файле App.cs:

using System;

using Perspex;
using Perspex.Controls;
using Perspex.Themes.Default;

namespace TestProject
{
    class App : Application
    {
        public App()
        {
            RegisterServices();
            InitializeSubsystems((int)Environment.OSVersion.Platform);
            Styles = new DefaultTheme();
        }
    }
}

А также напишем разметку и код для главного окна приложения. MainWindow.paml:

<Window xmlns="https://github.com/perspex">
    <TextBlock>Hello world!</TextBlock>
</Window>

И MainWindow.paml.cs:

using Perspex.Controls;
using Perspex.Markup.Xaml;

namespace TestProject
{
    public class MainWindow : Window
    {
        public MainWindow()
        {
            this.InitializeComponent();
        }

        private void InitializeComponent()
        {
            PerspexXamlLoader.Load(this);
        }
    }
}

Важно не забыть поставить файлу MainWindow.paml тип сборочного действия EmbeddedResource и указать корректный Resource ID (который должен совпадать с названием и пространством имён соответствующего окну класса).

Снимок панели свойств файла
MainWindow.xaml

Также не забудьте добавить ссылку на стандартную сборку System: почему-то моя версия MonoDevelop не делает этого самостоятельно, хотя это и было бы довольно логично.

Казалось бы — всё, можно запускать приложение, теперь всё заработает! Но нет, это ещё не всё. Следует вручную скопировать сборки Perspex.Cairo и Perspex.Gtk в выходной каталог (можете это как-то автоматизировать), без этого проект не запустится. Надеюсь, в следующих версиях Perspex эту проблему учтут и что-нибудь придумают. Для этого я выполнил следующую команду:

$ cp packages/Perspex.0.1.1-alpha2/build/net45/Perspex.Cairo.dll TestProject/bin/Debug/
$ cp packages/Perspex.0.1.1-alpha2/build/net45/Perspex.Gtk.dll TestProject/bin/Debug/

Теперь уже можно нажать в MonoDevelop кнопочку Debug и насладиться, э, прекрасным видом нашего приложения.

Снимок окна запущенного приложения

На этом пока что всё, наслаждайтесь кроссплатформенным пользовательским интерфейсом нового поколения :)